В чем разница между вдохновляющей
идеей и идеалом, и плохо ли, когда искатель вдохновляется кем-то?
Что является нормальным и почему
сегодня так много патологического?
Как может человек «почувствовать»
осознавание, пока он не достиг его, и как вообразить то, что еще не случилось?
Первый вопрос:
Вчера вечером вы говорили, что
Кришна, Христос, Будда являются вершиной человеческих возможностей и роста, а
затем вы сказали, что психология йоги и тантры не выдвигает перед человеком
никаких идеалов, что с точки зрения тантры иметь идеал — это ошибка. В этой
связи объясните, пожалуйста, какая разница между вдохновляющей идеей и идеалом.
В чем смысл вдохновляющей идеи в жизни ищущего? Скажите, пожалуйста, разве
вдохновение идеями великого человека является ошибкой на пути медитирующего?
Будда, Кришна и Христос не являются
идеалом для вас; вы не должны следовать им. Если вы будете следовать им, вы
упустите их, и ваше собственное состояние будды никогда не будет достигнуто.
Состояние будды является идеалом, а не Буддой. Идея христа, мессии, является
идеалом, а не Христом. Состояние будды отлично о Гаутамы Будды; идея христа
отлична от Иисуса. Иисус является только одним из мессий. Вы можете стать
Христом, мессией, но вы никогда не станете Иисусом. Вы можете стать буддой, но
вы никогда не станете Гаутамой. Гаутама стал буддой, и вы можете стать
буддой. Состояние будды есть определенное качество, это переживание! И, конечно
же, когда Гаутама стал буддой, он имел свою собственную индивидуальность. Вы
тоже имеете свою собственную индивидуальность. Когда вы станете буддой, эти два
будды не будут одинаковыми. Самое внутреннее переживание будет одним и тем же,
но внешнее выражение их будет различным - абсолютно различным. Тут невозможны
никакие сравнения. Только самое внутреннее ядро будет одним и тем же.
Почему? Потому что внутреннее ядро
не имеет никакой индивидуальности. Все индивидуальное на периферии. Чем глубже
мы движемся, тем в большей степени растворяется индивидуальное. В самом
внутреннем ядре вы выглядите так, как если бы не были никем. В самом внутреннем
ядре вы просто глубокая пустота, ничто - шунья, ноль. И между этими
«ничто» нет никакой разницы, потому что две пустоты не могут отличаться друг от
друга. Но два «нечто» должны отличаться. Два «нечто» никогда не могут быть
одним и тем же, а два «ничто» не могут отличаться. Когда человек превращается в
абсолютное «ничто», в нулевую точку, то это одинаково и в Кришне, и в Будде, и
в Иисусе. Когда вы достигнете предельного, вы достигнете этой шуньи - этого
ничто.
Но ваша индивидуальность, ваше
выражение этого экстаза, должно быть другим. Мира будет танцевать. Будда
никогда танцевать не будет. Невозможно представить себе Будду танцующим, это
выглядит абсурдным. Но Мира, сидящая под деревом бодхи, подобно Будде, также
выглядит абсурдом. Она потеряет все, она будет вовсе не Мирой; она будет
имитацией. Реальную Миру можно представить только танцующей в экстазе, в своем
собственном безумии любви. Это ее выражение. Но внутреннее ядро одно и то же. У
Будды, сидящего под деревом бодхи, и у Миры, танцующей в безумном экстазе,
внутреннее ядро одно и то же. У танцующей Миры, и у молча сидящего, подобно
статуе Будды, внутреннее ядро одно и то же, но периферия различна. Танец и
молчаливое сидение только на периферии. Если вы будете двигаться внутрь Миры,
то по мере того, как вы будете углубляться, танец будет исчезать, Мира будет
исчезать. Если вы двинетесь вглубь Будды, то сидение исчезнет, Будда как
индивидуальность исчезнет.
Вы можете стать буддой, но вы
никогда не станете Гаутамой Буддой: вот что это значит. Не делайте их своими
идеалами; в противном случае вы начнете имитировать их, подражать им. А что
может получиться, если вы будете имитировать их? Вы можете насильно сделать
что-либо внешнее, но это будет фальшивым явлением. Вы станете псевдо, - просто
нарисованным. Вы будете выглядеть похожим на Будду - в большей степени, чем сам
Будда. Вы можете выглядеть, но это будет только внешний вид; глубоко внутри вы
останетесь тем же самым - и это будет создавать двойственность, конфликт,
внутренние мучения; вы будете находиться в страдании.
Вы можете быть в состоянии
блаженства только тогда, когда вы аутентичны самому себе. Вы никогда не сможете
ощутить какое-либо счастье, если вы действуете как кто-либо другой. Так что
запомните откровение тантры: идеалом являетесь вы. Вы не должны
имитировать кого-либо; вы должны обнаружить самого себя. Глядя на будду, нет
необходимости имитировать его. Когда вы смотрите на будду, глубоко в вас
стучатся ваши возможности, заявляя, что может случиться что-то запредельное.
Слово «будда» есть просто символ того, что что-то случилось с этим человеком, -
а если это могло случиться с этим человеком, то это может случиться с каждым
человеком. Тогда раскрываются все потенциальные возможности человечества.
В Иисусе, в Мире, в Чайтанье просто
раскрылись потенциальные возможности, раскрылось будущее. Вы не должны быть
тем, чем вы являетесь. Возможным является нечто большее. Так что будда является
всего лишь символом будущего. Не подражайте ему; пусть лучше его жизнь, его
бытие, явление, которое случилось с ним, станет для вас новой жаждой - и все.
Вы не должны быть удовлетворены собой таким, каким вы являетесь. Пусть будда
станет причиной неудовлетворенности в вас, жаждой к трансценденции, к выходу за
пределы, к движению в неизвестное. Когда вы достигнете вершины своего
собственного существования, вы узнаете, что случилось с Буддой под деревом
бодхи, или что случилось с Иисусом на кресте, или что случилось с Мирой, когда
она танцевала на улицах. Вы узнаете это, но ваше выражение этого будет своим
собственным. Вы не будете ни Мирой, ни Буддой, ни Иисусом. Вы будете самим
собой, а вы им никогда раньше не были. Вы уникальны.
Так что ничего нельзя сказать: вы
непредсказуемы. Никто не может сказать, что случится, как вы сделаете это очевидным.
Никто не может сказать, будете ли вы петь, плясать, рисовать или оставаться
безмолвным. И это хорошо, что никто не может сказать, что ничто нельзя
предсказать. Это прекрасно. Если бы то, чем вы станете, было бы предсказуемым,
то вы превратились бы в механическое устройство.
Предсказания возможны только в
отношении механических устройств. Человеческое сознание является
непредсказуемым; это его свобода. Поэтому, когда тантра заявляет, что не надо
следовать идеалам, то это означает, что следует отрицать Будду. Нет, отрицать
его невозможно. На самом деле речь идет о том, как вам найти свое собственное
состояние будды. Следуя другому, вы упустите это состояние. Следуя своим
собственным путем, вы можете приобрести его, вы можете достигнуть его.
Один человек пришел к учителю дзэна
Бокудзю. Учитель самого Бокудзю был знаменитым, очень известным, великим
человеком, поэтому этот человек спросил: «Ты действительно следовал за своим
учителем?»
«Да, я следовал ему», - ответил
Бокудзю.
Но человек, который задал вопрос,
был обеспокоен, потому что всем было хорошо известно, что Бокудзю совсем не
следовал своему учителю. Поэтому он сказал: «Ты хочешь обмануть меня? Все
знают, и ты тоже хорошо это сознаешь, что ты вовсе не следовал своему учителю,
и все же ты утверждаешь, что следовал. Что ты имеешь в виду?» Бокудзю ответил:
«Я следовал своему учителю, - потому что мой учитель никогда не следовал своему
учителю. Это то, чему я научился от него. Он жил сам по себе!»
Вот так и надо следовать
Будде, Иисусу. Именно так. Они уникальны. Если вы действительно следуете им, то
вы должны быть уникальным.
Будда никогда никому не следовал и
достиг просветления только в тот момент, когда он полностью прекратил
какое-либо следование. Когда он стал самим собой, когда он отбросил все известные
пути, все учения, все доктрины, тогда он смог достичь. Если вы следуете ему, то
вы не следуете ему. Это не парадокс, это только так кажется. Если вы следуете
ему как мертвому шаблону, если вы подражаете ему, то вы не следуете ему. Он
никогда никому не следовал, только тогда он смог достичь вершины. Поймите его,
не подражайте ему; и тогда случится более тонкое следование. Но это внутреннее
- это не подражание.
В великом произведении Ницше «Так
говорил Заратустра» последнее откровение Заратустры своему ученику звучит так:
«Остерегайся меня. Теперь я сказал все, что должно было быть сказано. Теперь
остерегайся меня. Не следуй за мной; просто забудь меня. Оставь меня и иди
прочь».
Это последняя проповедь всех великих
учителей. Ни один великий учитель не сделает из вас куклу, потому что тогда он
убьет вас. Тогда он будет убийцей. Он поможет вам быть самим собой. А если вы
не сможете быть самим собой при близости и общении с учителем, то где вы будете
самим собой?
Учитель означает возможность для вас
быть самим собой. Только маленькие умы, узкие умы, претендующие на звание
учителя, но учителями не являющиеся, будут пытаться наложить себя на вас.
Великие мастера помогут вам, вырасти на своем собственном пути; великие учителя
воздвигнут все возможные барьеры, чтобы вы не стали жертвами подражания. Они
воздвигнут все возможные барьеры! Они не допустят этого, зная вашу тенденцию
следовать чему-либо. Это легко, подражать легко; быть естественным трудно. А
когда вы подражаете, вы не несете ответственности за это; ответственность несет
учитель. Ни один великий учитель никогда не допускал, чтобы кто-либо подражал
ему. Он создаст все возможные препятствия, чтобы вы не могли подражать ему. Он
всеми способами будет отбрасывать вас к самому себе.
Я вспоминаю одного китайского
святого, который праздновал день просветления своего учителя. На празднование
собралось много его последователей. Они сказали: «Но мы никогда не слышали,
чтобы этот человек был его учителем. Мы никогда не знали, что ты принадлежишь
этому человеку». Учитель был уже мертв.
Они говорили: «Только сегодня мы
услышали и узнали, что ты празднуешь день просветления своего учителя. Этот
человек был твоим учителем? Мы никогда не видели тебя с ним!»
Святой ответил: «Я был с ним, но он
отказался. Он отказался стать моим учителем, и вследствие его отказа я смог
стать самим собой. Теперь, каким бы я ни был, это благодаря его отказу. Я его
ученик. Он мог принять меня; тогда бы я возложил всю ответственность на его
плечи. Но он отказался, и он был для меня последним человеком, к которому я
обратился. Некого было сравнить с ним. Когда, он отказался, я не мог пойти к
кому-нибудь другому, потому что он был единственным моим убежищем. Раз он
отказался, то не было никакого смысла идти куда-либо. Я ни к кому не пошел. Он
был последним. Если бы он принял меня, я забыл бы самого себя. Но он отказался,
и отказался очень грубо. Его отказ был для меня шоком и вызовом, и я решил, что
теперь я ни к кому не пойду. Если отказался этот человек, то больше никого не
осталось, к кому бы стоило идти. Тогда я стал работать над собой
самостоятельно, и только потом я постепенно понял, почему он отказался. Он
отбросил меня к самому себе, и только потом я понял, что он принял меня. Зачем
бы, в противном случае, ему нужно было отказываться?»
Это кажется противоречивым, но это
то, как работают более глубокие слои сознания. Учителя являются тайной. Вы
можете осуждать их, вы не можете быть уверенными в том, что они делают, пока
все это не случится. Только ретроспективно сможете вы понять, что они делали.
Сейчас это невозможно. На середине пути вы не можете судить о том, что
происходит, что сделано. Но одно является несомненным: подражание допустить
нельзя.
Вдохновляющая идея – это совершенно
другое. Благодаря вдохновляющей идее вы вступаете в путешествие, а не начинаете
прикладывать какие-то конкретные условия, связанные с копированием,
подражанием. Вы движетесь своим собственным путем. Вдохновляющая идея является
просто вызовом. Возникает жажда, желание, и вы начинаете движение.
Тантра утверждает, что можно
действовать по чьему-то вдохновению, но не следует становиться подражателем.
Всегда помните, что у вас своя собственная цель. Никто другой не может быть
вашей целью, и пока вы не достигнете той точки, в которой вы можете сказать: «Я
достиг своего предназначения, теперь я удовлетворен», не останавливайтесь. Все
время что-либо превосходите, все время будьте неудовлетворенным, все время
двигайтесь. А если вы не будете создавать каких-либо идеалов, то вы можете быть
обогащены кем-либо другим. С того момента, когда вы становитесь одержимым
каким-либо идеалом, вы становитесь закрытым. Если вы одержимы Буддой, то Иисус
не для вас, тогда Мухаммед вам не сможет пригодиться. Тогда вы одержимы
идеалом; тогда вы стараетесь копировать его. Тогда все, выступающие против, все
другие, враждебны вашему уму. Как последователь Махавиры может быть открытым
для Мухаммеда? Это невозможно. Он совершенно другой. Они не просто разные, они
противоположные. Они кажутся полярными противоположностями. Если вы введете в
свой ум обоих, то вы будете в глубоком конфликте, поэтому вы не сможете сделать
этого.
Вот почему последователи кого-либо
всегда являются врагами последователей других людей. Они порождают в мире
вражду. Индус не может понять, что Мухаммед мог быть просветленным; мусульманин
не может понять, что Махавира был просветленным; последователь Кришны не может
понять, что Махавира был просветленным, что Иисус был просветленным. Иисус
кажется таким печальным, а Кришна кажется таким блаженным. Блаженство Кришны и
печаль Иисуса являются совершенно противоположными полюсами. Последователи
Иисуса не могут постичь просветленность Кришны. В мире так много страданий, а
он играет на флейте? Это кажется слишком эгоистичным. Весь мир страдает, а он
все время танцует со своими гопи, пастушками?
Последователи Иисуса будут считать,
что это является язычеством, - но я сказал «последователи». Иисус, Будда и
Кришна могут существовать вместе без каких-либо проблем, без каких-либо
конфликтов. Они, скорее всего, будут получать большое удовольствие от общения
друг с другом, - но не их последователи. Почему? Почему так получается? У этого
явления есть глубокая психологическая причина. Последователь не связан с
Махавирой или Мухаммедом; он связан с самим собой. Если он будет думать, что
оба хороши, то он будет в затруднении. Тогда кому следовать и что делать?
Мухаммед держит в руках меч, а Махавира утверждает, что если вы убьете даже
насекомое, то это означает, что в течение многих жизней вы будете страдать.
Мухаммед с мечом, так что же делать? Мухаммед отправляется на войну, а Махавира
всячески убегает от жизни. Он настолько избегает всего живого, что боится даже
дышать, потому что, когда вы дышите, вы убиваете много, много жизней. Он боится
дышать, а Мухаммед отправляется на войну.
Как может последователь одного из
них приспособиться к другому? Тогда его сердце будет разделено на части, и он
будет в постоянном конфликте. Чтобы избежать этого, он утверждает, что все
остальные неправы, а правильным является только то, чему следует он. Но это его
проблема. Это возникло искусственно, потому что он пытается подражать. В этом
нет необходимости. Если вы не являетесь подражателем, то вы можете пробовать
воду из многих рек и многих колодцев, и нет никаких проблем, если вода из
разных источников отличается на вкус. Наоборот, это прекрасно. Это обогащает
вас. Тогда вы открыты для Мухаммеда, для Махавиры, для Христа, для Заратустры -
для всех. Все они вдохновляют вас приблизиться к ним. Они не являются идеалами;
все они помогают вам быть самим собой. Они не показывают на себя, они
различными методами, различными способами показывают на вас. Они указывают на
одну и ту же цель, и эта цель - вы.
Лаура Хаксли написала книгу. Она
называется «Вы не являетесь целью». Но я утверждаю, что вы являетесь целью
всех их - Будды, Махавиры, Кришны, Христа. Они все указывают на вас. Вы
являетесь целью. Вся ваша жизнь является попыткой, усилием, направленным на
достижение единственной вершины. Будьте счастливы с этим! Будьте благодарны
этому! Жизнь является попыткой достигнуть единственной цели, и эта цель может
быть достигнута только вами. Никто другой не сможет достичь ее. Вы
предназначены для нее. Так что не тратьте понапрасну время, следуя кому-либо
другому. Это не означает, что вы вдохновляетесь кем-то. На самом деле, если вы
никому не следуете, то вы легко можете быть вдохновленным. Если вы следуете, то
вы становитесь мертвым. Вас ничто не будет вдохновлять. Вдохновение
предполагает открытость, следование является закрытостью.